Документ, подготовленный Павлом Кудюкиным в ноябре 1978 г. по просьбе Свободного межотраслевого объединения трудящихся (одна из первых попыток создать свободный профсоюз в СССР), переданной через Бориса Кагарлицкого. Был опубликован во втором номере журнала «Левый поворот» (осень 1979 г.), в переводе во французском журнале «L’Alternative: pour les droits et les libertés démocratiques en Europe de l’Est». Один из экземпляров был изъят при аресте одного из активистов СМОТ В.Кувакина и вменялся ему в вину на суде.
ЗАДАЧИ. Рабочий класс (включая ИТР и значительную часть служащих) составляет большинство населения СССР. Давно сформировавшись как «класс в себе», как объект эксплуатации государством (партийно-хозяйственно-бюрократической элитой), он еще не является «классом для себя», субъектом исторического действия. Только в ходе собственной борьбы может он осознать свое действительное положение в обществе и взаимоотношения с иными классами, начать путь к своему экономическому, социальному, политическому и духовному освобождению.
Эту борьбу легче всего начать с простейших форм, за наиболее насущные и понятные требования. Однако широкое и сознательное ведение хотя бы такой борьбы требует и общеполитического просвещения и воспитания рабочего класса. Здесь возникают дополнительные трудности, но они имеют и свою положительную сторону. Одной из наибольших опасностей для рабочего движения, особенно только зарождающегося, является замыкание его в «цеховых», узко «рабочих» рамках и требованиях. Подобный «экономизм» ведет к изоляции рабочего класса, к дроблению его сил (взаимоизоляции различных его отрядов), создает возможность подкупить рабочий класс отдельными уступками и подачками. Воистину роковым оказывается «экономизм», нежелание или неумение рабочего класса смотреть шире интересов своего желудка в периоды революционного преобразования общества.
Таким образом, ближайшие требования экономической борьбы должны, во-первых, «расшевелить» рабочий класс, сделать его способным к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСТОРИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ, во-вторых, они должны увязываться с интересами и развития общества в целом, т.е. с определенным «ПРОЕКТОМ БУДУЩЕГО«, с потребностями во всесторонней демократизации нашего общества, наконец, с интересами иных слоев населения.
УСЛОВИЯ. Государственно-монополистический характер советской экономики, тоталитарный характер социально-политической системы определяют особенности классовой борьбы в СССР, в частности, трудности ведения чисто экономической борьбы, не связанной с выдвижением социальных и политических требований.
- В СССР все частные классовые противоречия «снимаются» и маскируются противоречием общедемократического характера между большинством народа и бюрократической элитой.
- Госмонополизм предельно ограничивает круг вопросов, которые могут быть решены в масштабах одного предприятия непосредственным соглашением рабочих с администрацией; всякое сколько-нибудь серьезное требование приводит к столкновению с системой в целом.
- Тот же госмонополизм и слабое действие рыночных стимулов в экономике сужают традиционные возможности предъявить требования в моменты, наименее благоприятные для администрации (получение выгодных заказов и т.п.).
- В СССР отсутствует традиция рабочего движения, которое возникает фактически заново, на пустом месте, что создает серьезный социально-психологический барьер возникновению и развитию борьбы.
- Другой социально-психологический барьер связан с тем, что всякая активная форма борьбы даже за частные требования ведет к тотальному столкновению со всей мощью системы.
В этих условиях, а также в неосознанности рабочими противоположности своих интересов интересам системы, лежит корень слепого недовольства, ведущего лишь к пассивному, инстинктивному «протесту»: снижение трудовой дисциплины, текучесть рабочей силы, работа «налево» и мелкие хищения на производстве, мелкий саботаж, равнодушное или отрицательное отношение к своей работе и предприятию, наконец, ставшее национальным бедствием пьянство — все это можно определить как «отчужденнные формы протеста против отчуждения», они являются показателями существующей социальной напряженности, но не могут ни дать выхода из нее, ни понять ее причины.
Антиподом и «дополнением» такого «протеста» оказываются массовые волнения (Новочеркасск, Муром, Александров). Являя собой всю “бессмысленность и беспощадность» русского бунта, они тоже не могут улучшить положение рабочего класса.
Теми же условиями определяются и более высокие формы борьбы. Достаточно обычными стали забастовки на многих предприятиях. Но они характеризуются раздробленностью и локальностью (часто даже не на предприятии, а в отдельных цехах), стихийностью, чисто экономическим и оборонительным характером (самая распространенная причина — снижение расценок или нарушение администрацией требований техники безопасности).
ТРЕБОВАНИЯ. Однако именно с таких требований, вполне законных с точки зрения советского права, должно начинаться самовоспитание рабочих в борьбе. Одно дело, когда даже положенное по закону отбивается борьбой, иное — когда то же самое «даруется». Удобство таких требований для преодоления психологических стереотипов, для показа возможности и необходимости борьбы и в том, что при выдвижении этих требований администрация быстрее и легче идет на уступки.
Подобные требования неизбежно разнятся от предприятия к предприятию, но типовыми могут стать следующие:
- Не снижать расценки, если рост выработки произошел не в результате технического усовершенствования. В любом случае установление расценок должно быть согласовано с представительными организациями рабочих.
- Строго соблюдать все нормы условий труда и правила техники безопасности. Повышать расценки, если строгое соблюдение этих норм (правил) приводит к снижению выработки.
- Оплачивать все простои, происходящие по техническим причинам или по вине администрации. В обязательном порядке оплачивать в двойном размере сверхурочные (1).
- Установить контроль рабочих над использованием поощрительных и социальных фондов предприятия (2).
Эти требования могут быть использованы как «запал» для выдвижения наступательных требований, выполнимых только в масштабах всей страны.
- Сокращение рабочей недели до 40 часов (т.е. отмена ежемесячной «черной субботы»).
- Предоставление оплачиваемого отпуска продолжительностью 24 рабочих дня всем трудящимся, которые в настоящее время имеют более короткий отпуск.
- Установление минимума заработной платы на основе прожиточного минимума (3). Введение подвижной шкалы заработной платы в соответствии с ростом цен.
- Повышение минимальных пенсий и постоянный пересмотр размера всех пенсий в соответствии с ростом цен и инфляцией.
- Отмена планирования сверху фонда заработной платы и штатного расписания предприятий, оплата в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.
- Повышение заработной платы ИТР и служащим, использование их на работах в соответствии с их квалификацией.
- Неполный рабочий день (по желанию) женщинам, имеющим детей.
- Предоставление женщинам после родов годичного полностью оплачиваемого отпуска. Включение в непрерывный стаж работы воспитание детей до 3-летнего возраста (4).
- Гарантированное законом право на забастовку.
- Демократизация профсоюзов.
ФОРМЫ. Начнем с той же демократизации профсоюзов. Формально они и так демократические — все должности выборные и т.п. (Формально они даже не подчинены партии или государству). Так что главное – РЕАЛЬНО их демократизировать, т.е. выбирать в профсоюзные органы людей, действительно защищающих интересы рабочих, требовать минимального вмешательства вышестоящих профсоюзных органов в дела нижестоящих организаций. Необходимо бороться против всяких увольнений за профсоюзную или иную общественную деятельность.
Борьба за демократизацию официальных профсоюзов не исключает создания нелегальных или полулегальных независимых профсоюзов, хотя следует отдавать себе отчет в недостаточной эффективности такой деятельности в конкретных условиях нашей страны.
Кроме выбора действительных представителей рабочих в официальные профсоюзные органы возможно создание СНИЗУ, самими рабочими, органов типа стачечных комитетов или рабочих комиссий, которые должны добиваться своей легализации де факто (т.е. чтобы администрация вела с ними переговоры), а также стремиться к превращению в перспективе в ПОСТОЯННЫЕ ОРГАНЫ ПРЯМОЙ РАБОЧЕЙ ДЕМОКРАТИИ.
Даже в наших условиях стачка остается достаточно эффективным средством борьбы особенно при выдвижении требований 1-го типа (1-4). Шире могут применяться такие типы стачек, как «итальянская забастовка», «работа по правилам», «шахматная» забастовка. Могут подаваться коллективные петиции. В перспективе возможны сочетания стачек с демонстрациями и проведение стачек солидарности.
В любом случае обязательно предъявление четко сформулированных требований. Необходимо стремиться к гласности борьбы для обеспечения ее поддержки, обмена опытом и его накопления, для превращения рабочих в класс, осознающий свои интересы в масштабах всей страны.
Примечания.
- Кроме всего прочего, выполнение этого требования заставит администрацию заботиться о преодолении аритмичности производственного процесса, которая больнее всего бьет опять-таки по рабочему, заставляя его надрываться в дни аврала.
- Дело не только в том, что администрация может злоупотреблять, скажем, фондами жилищного строительства или премиальными, но и в том, что из этих же фондов берутся миллионы рублей, расходуемые на помпезное и никому не нужное праздничное оформление — рабочие даже не догадываются, что оно производится за счет строительства новых квартир для них и детских садов для их детей.
- Его необходимо рассчитать дифференцированно по регионам и с учетом цен колхозного рынка; во всяком случае он никак не менее 90 руб.
- Эти два требования обусловлены демографической ситуацией в стране, но они оправданы и экономически. В последние годы потери рабочего времени женщин, ухаживающих за больными детьми, превысили приобретения от привлечения женщин на производство.
ЧИТАТЕЛЯМ «ЛЕВОГО ПОВОРОТА»: Братья! Просьба сообщить «ЛП» все сведения о разного рода выступлениях различных социальных групп за свои права (забастовки, студенческие выступления и т.п.). Этим вы будете способствовать созданию раздела «Хроника», важного для взаимной информации и обмена опытом.