Меню
  • Рабочая политика
  • Манифест
  • Новый курс
  • Путь труда
  • Педагогика угнетенных
  • Библиотека Виктора Сержа
  • Рабочая политика
    • Идеология
    • Теория
  • Манифест
  • Новый курс
    • Видение будущего
    • Дискуссии
    • Манифест
    • Позиция
  • Путь труда
    • История рабочего движения
  • Педагогика угнетенных
  • Библиотека Виктора Сержа
    • Литература
    • Полезные ссылки
    • Пособия

РАБОЧАЯ ПОЛИТИКА

РАБОЧАЯ ПОЛИТИКА

ОЛЕГ ШЕИН: ПРАВО НА ПЕНСИЮ – ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО РАБОТНИКА

by Рабочая политика / Среда, 28 мая 2025 / Published in Дискуссии, Новый курс

16 июня 2018 года правительство России внесло в ГосДуму проект закона о повышении пенсионного возраста. Было лето, период отпусков. Страна принимала Чемпионат мира по футболу и под предлогом безопасности в восьми городах-миллионниках были запрещены любые митинги. По всем телеканалам населению объясняли, что ему пора «выйти из зоны комфорта».

В этих условиях Конфедерация труда России выступила в роли центра консолидации сопротивления активных граждан России. Мы – и я в этом участвовал — написали воззвание «Народ против!», собравшее за короткий месяц три миллиона подписей. Более чем в двухста городах и поселках страны прошли акции протеста. На этой волне возникло множество самостоятельных инициативных групп, действовавших автономно. Подтянулись политические партии.

Но общее число участников уличных выступлений не превысило полумиллиона человек, да и петицию в интернет подписали всего три процента от числа взрослых людей в стране. Не надо удивляться, что власть провела решение, пойдя на некоторые уступки в отношении женщин.

Однако повышением пенсионного возраста дело не ограничивается. Что в целом происходит с пенсионной системой в стране? И какова позиция по этому вопросу нас как свободных профсоюзов?

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Ни для кого не секрет, что пенсии в России крайне низкие.

Понятие «низкие» или «высокие» требует сравнения. Сравнивать мы будем не в долларах и юанях, цены везде отличаются. Сравнивать пенсии мы будем с заработными платами.

Дело в том, что пенсия — это не подачка нищим. Пенсия — это отложенная плата за труд. Работник не автомобильный мотор, который отправляют на утилизацию после того как тот выработал ресурс. Работник — это человек. И он должен иметь доход, позволяющий ему сохранять примерно тот уровень жизни, который он имел пока работал. Понятно, что в молодости и среднем возрасте люди сильно вкладываются в детей, стремятся обрести свое жилье. К старости эти задачи обычно решаются, зато возникают траты на лекарства. Поэтому пенсия все равно сравнивается с заработной платой.

В ходе борьбы работающего класса за достойную старость возник международно признанный стандарт: коэффициент замещения утраченного заработка. Проще говоря, какой процент от прежней зарплаты получает работник, выходя на пенсию. Международный стандарт — 40%. В развитых странах он выше: 50% во Франции, 60% в Швеции, 70% в Германии и целых 87% в Великобритании.

Пять лет назад, когда у нас в стране повышали пенсионный возраст, власти обещали что обеспечат коэффициент возмещения утраченного заработка в России на уровне 40%. Мол, теперь пенсионеров станет меньше, и поэтому оставшиеся поделят деньги тех, кому не повезет.

Коэффициент замещения тогда был 33%. Сегодня он упал до 26.5%. То есть, выходя на пенсию, российский работник должен приучиться жить на четверть своей прежней зарплаты. Поскольку многие получают зарплату в 20-25 тысяч рублей, власти подтягивают выплаты до уровня прожиточного минимума. И с гордостью говорят: «ну вот, мы о вас позаботились, вы сами виноваты, что не заработали себе на старость, но мы вас выручим и от голода вы не умрете».

Одновременно с тем введено множество ограничений, чтобы никто не получил большую пенсию. Стаж свыше 45 лет не учитывается. Советские заработки учитываются не выше 20% от средней советской зарплаты (коэффициент 1.2). Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. В новой балльной системе нельзя заработать более 10 баллов в год.

Поэтому с каждым годом пенсия все сильнее и сильнее сближается с прожиточным минимумом. Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму в 2020 году составляло 165%, сейчас сократилось до 161%, а в 2026 году снизится до 147%.

Наконец, пенсионный возраст повышен сильнее, чем принято думать. Введены требования по стажу (15 лет) и баллам (28 баллов в этом году и 30 баллов начиная с 2025 года). Один балл дается за год работы на минимальной зарплате. Поэтому, если рабочий официально получал МРОТ, ему требуется почти тридцать лет стажа. А если такого стажа нет, то пенсию он получит в 65 лет (женщина) и 70 лет (мужчина). Учитывая массовый характер неофициальной занятости в строительстве и сфере услуг, таких людей будут миллионы.

Общая схема предполагает все более жесткие требования для получения пенсии, причем размер самой пенсии последовательно снижается к прожиточному минимуму.

Это не ошибка, это идеология. Текст закона о повышении пенсионного возраста писал Владимир Назаров, директор финансового института при Минфине России. Как разработчик закона он прямо заявил, что к 2070 году на Пенсионный фонд надо повесить «большой амбарный замок». Дескать, пусть люди сами себе копят на старость и рожают больше детей, чтобы те выручали. Как было до ХХ века. Недавно он приблизил сроки такого будущего, ссылаясь на вызовы демографии и обозначив уже 2050-е годы. Остается только добавить, что в год господин Назаров получает от государства в качестве зарплаты 62 млн рублей (2020). И, конечно же, он выражает не только свои мысли.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЕНСИЙ?

Пенсионный фонд России формируется за счет налогов (страховых взносов) с работников.

Труд в России недооценен. Доля зарплаты к ВВП за последние семь лет сократилась с 48% до 41%. Это значит, что россиянам ежегодно недоплачивают примерно 12-13 триллионов рублей. А поскольку пенсии представляют собой налог (страховой взнос) на зарплату, то при низких зарплатах будут и низкие пенсии. Разница в Социальный фонд — три триллиона рублей.

Кроме того, не менее 18% работников трудятся не официально, без договоров. Это 15 миллионов человек, которых можно легко обмануть по зарплате и уволить без объяснения причин. Таких людей особенно много в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. С их зарплаты вообще не поступают никакие отчисления в Социальный фонд. Разница — еще три триллиона.

Здесь же надо упомянуть «самозанятых», не формирующих права на пенсии, и работников, получающих часть зарплаты в конверте.

Далее, при зарплатах свыше 200 000 рублей в месяц действует льгота на уплату взносов в Социальный фонд. Низкооплачиваемый работник выплачивает через работодателя взносы в размере 30%, высокооплачиваемый — 15%. Социальный фонд недополучает в год около 0.8 триллионов рублей.

Мы уже насчитали почти семь триллионов рублей. Сегодня на пенсии выделяется 11 триллионов. То есть, приняв системные решения, можно выйти на рост пенсий на 65% и выйти на уровень расходов на пенсии в 12% к ВВП. Это вполне обычный уровень для европейских стран. Есть и выше.

ТРЕТИЙ ПЕНСИОННЫЙ ПУТЬ

Населению внушают, что единственной альтернативой государственным скудным пособиям является накопительная пенсия.

В действительности, среди развитых стран накопительные пенсионные модели работают только в англоязычном мире: США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Канада.

Попытка распространить накопительную систему на страны с низким заработком и высокой долей неофициальной занятости привели к тому, что люди в этих странах с правом на пенсию оказались весьма уязвимы. Хрестоматийный пример – Чили. Спустя тридцать лет после широко разрекламированных пиночетовских реформ выяснилось, что «накопленные пенсии» не отличаются от прежних государственных минимальных.

В России средний размер накопительных пенсий в этом году составил 1600₽. Их размер даже сократился на пятую часть по сравнению с предыдущим годом. Выплаты накопительных пенсий составляют в год 52 млрд.₽, то есть примерно 0.5% от общего объема пенсионных выплат.

Континентальная пенсионная система, принятая в странах Евросоюза, от чилийской или российской серьезно отличается. Помимо привычных нам государственных и накопительных пенсий здесь существует еще и «производственная пенсия». В Германии, например, она финансируется за счет предприятия и работника. И предприятие и работник при этом получают налоговые льготы. В случае если предприятие банкротится, сохранность накоплений гарантирует страховой фонд. Сами средства вкладываются в страховой или пенсионный фонд, хотя система на самом деле более сложна. При смене работником предприятия обязательства переходят к новому работодателю. В Германии подобная модель распространяется на работников госучреждений и крупных предприятий и охватывает примерно 40% трудящихся.

В России в качестве аналогии можно упомянуть корпоративные пенсии Газпрома и РЖД. Они построены по принципу, подобному германскому, но скромнее и составляют примерно восемь-девять тысяч рублей (2022). Профсоюз летного состава добился выплат в размере около 12 000. Есть своя пенсионная система и у авиадиспетчеров.

При этом корпорации, пользуясь политическим преимуществом, стремятся сбросить с себя эти обязанности. Так, Газпром сократил период пенсий с 20 до 15 лет, а Госкорпорация по организации воздушного движения перестала распространять пенсионную систему на вновь принятых работников.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Нужно вернуть трудовые права людям, в том числе право на эффективный профсоюз, на гарантии от увольнений, на легальную занятость. Фирмы, применяющие неофициальные трудовые договоры, должны быть отсечены от любых государственных контрактов, заказов и поставок.

Нужно системно повышать заработную плату людям, в том числе в госсекторе, начиная от учителей и врачей и заканчивая рабочими государственных коммунальных компаний. Именно рост зарплат должен стать ведущим показателем эффективности правительства России и властей на местах. В госсекторе доля твердого оклада должна составлять не менее 70%.

Нужно вернуть плоскую шкалу взносов в Социальный фонд, чтобы топ-менеджеры и прочие высокооплачиваемые граждане платили такой же процент взносов, как и водитель Скорой помощи.

Нужно по европейскому пути использовать систему трехсторонних договоров между профсоюзами, бизнесом и государством для создания модели корпоративных пенсий.

Накопительную пенсию можно оставить как добровольную, поощряя накопления софинансированием из бюджета по системе «рубль к рублю».

Сам расчет пенсий должен быть простым и понятным, как было в СССР.

Должна быть возвращена индексация пенсий работающим пенсионерам.

И, конечно, пенсионный возраст должен быть снижен.

Tagged under: Олег Шеин

What you can read next

ОЛЕГ ШЕИН: ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К ВОЙНЕ ПРОТИВ УКРАИНЫ
ДАН ГАЛЛИН: ВСЕМИРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ – ГИДРОПОННЫЙ СТАЛИНИЗМ
ОЛЕГ ШЕИН О НЕРАВЕНСТВЕ: ЧЕМ ОНО ПЛОХО ДЛЯ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

Метки

Алексей Гусев ВФП Дан Галлин Кирилл Букетов Красная нить МКП Олег Шеин Павел Кудюкин Ракитская Г.Я. Ракитский Б.В. Школа трудовой демократии февраль 1917

Рубрики

  • Библиотека Виктора Сержа
    • Литература
    • Пособия
  • Новый курс
    • Видение будущего
    • Дискуссии
    • Позиция
  • Педагогика угнетенных
    • Обучение
  • Путь труда
    • История рабочего движения
  • Рабочая политика
    • Идеология
    • Теория

Новые статьи

  • ОЛЕГ ШЕИН: ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К ВОЙНЕ ПРОТИВ УКРАИНЫ

  • СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ДАНУ ГАЛЛИНУ (1931 – 2025)

  • ОЛЕГ ШЕИН: ПРАВО НА ПЕНСИЮ – ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО РАБОТНИКА

  • ДАН ГАЛЛИН: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДЕМОКРАТИЯ И РАБОЧАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. ВЫСТУПЛЕНИЕ В КОЛОННОМ ЗАЛЕ ДОМА СОЮЗОВ

  • ОЛЕГ ШЕИН: ДЕТСКИЙ ТРУД

Рабочая политика

  • Идеология
  • Теория

Новый курс

  • Манифест
  • Позиция
  • Видение будущего
  • Дискуссии

Библиотека Виктора Сержа

  • Пособия
  • Литература
  • Полезные ссылки

Путь труда

  • История рабочего движения

Педагогика угнетенных

  • Обучение

О нас

  • Манифест
  • Контакты

Контакты

rpolitika@proton.me

TOP